Урмарский муниципальный округ Чăваш Республикин Вăрмар муниципаллă округě

Подпрограмма муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе Чувашской Республики на 2011 - 2020 годы

Постановление № 939
от 31 декабря 2013 г.

 

 Об утверждении муниципальных программ Урмарского района на 2014-2020 годы

 

        В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике, Уставом Урмарского района Чувашской Республики, постановлением администрации Урмарского района от 09 октября 2013 г. № 707 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ администрации Урмарского района Чувашской Республики

         Администрация Урмарского района

         ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить муниципальные программы администрации Урмарского района Чувашской Республики:

1.« Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы», в том числе подпрограммы:

«Совершенствование системы управления экономическим развитием  Урмарского района Чувашской Республики»;

«Муниципальная  поддержка малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы»;

«Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Урмарском районе на 2010 – 2020 годы»;

«Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Урмарском районе Чувашской Республике»;

 2.«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунально­го хозяйства в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014-2020 годы;

«Социальная поддержка граждан в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014 -2020 годы;

«Развитие культуры и туризма в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014- 2020 годы;

5. «Развитие физической культуры и спорта в Урмарском  районе Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;

6.«Содействие занятости населения в Урмарском районе» на 2014-2020 годы;

7.«Развитие образования в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;

8.«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Урмарского  района Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;

9.«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Урмарском  районе Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;

10.«Развитие транспортной системы в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014 -2020 годы;

11.«Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности» на 2014–2020 годы;

12.«Управление общественными финансами и муниципальным долгом  Урмарского района Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;

13.«Развитие потенциала муниципального управления» на 2014–2020 годы;

14.«Информационное общество Урмарского района Чувашии» на 2014–2020 годы.

 

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения с 01 января 2014 года.

 

 

Глава администрации

Урмарского района                                                                                                 К.В. Никитин

 

 

 

 

 

 

ПОДПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОЙ  ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО  И  СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УРМАРСКОМ РАЙОНЕ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

на 2011 - 2020 годы

 

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

 

Наименование Подпрограммы

Подпрограмма муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы

Основание для разработки

Федеральный закон  от 24.07.2007 г.  209 - ФЗ «О развитии малого  и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указ Президента Чувашской Республики от  03.03.2003 г. № 19  «Об ускоренном развитии  малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 г. № 105 «О Республиканской программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы»  и от  14.04.2006 г. № 100 «О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Стратегия социально – экономического развития Урмарского района до 2020 года, утверждена Решением Урмарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики  от  28.08.2008 г.  № 273.

Основные разработчики

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района.

 

Цель Подпрограммы

Обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе на основе формирования  эффективных механизмов его поддержки.

 

Задачи Подпрограммы

Совершенствование системы  поддержки малого и среднего предпринимательства в  отраслях экономики;

развитие информационной инфраструктуры в  целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства правовой, статистической и  иной информации, необходимой для их  эффективного развития;

развитие механизмов финансово – имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для  организации и управления малым и средним  бизнесом.

Срок реализации

2011-2020 годы

 

Исполнители

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района;

отдел строительства и развития общественной инфраструктуры;

 отдел сельского хозяйства  и земельных  отношений;

администрации сельских и городского поселений Урмарского района (по согласованию);

Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр занятости населения Урмарского района» Государственной службы занятости населения  Чувашской  Республики (по согласованию);

малые и средние предприятия Урмарского района (по согласованию);

 индивидуальные предприниматели (по согласованию).

 

Объемы и источники финансирования

За счет средств республиканского и местного бюджетов, внебюджетных источников   -  50,531 млн. рублей

в том числе:

республиканский бюджет  -       4,140  млн. рублей

местный    бюджет               -      2,291  млн. рублей

внебюджетные источники  -    44,100   млн. рублей 

Ожидаемые конечные

результаты Подпрограммы

обеспечение устойчивого развития малого и среднего  предпринимательства во всех отраслях реального  сектора экономики;

обеспечение к 2020 году роста количества  субъектов малого и среднего предпринимательства до 145  единиц;

увеличение доли работников, занятых в малом и среднем  предпринимательстве до 49 % от общей  численности работников предприятий и  организаций к 2020 году;

увеличение доли налоговых поступлений от  субъектов малого и среднего предпринимательства до  18,5 %;

увеличение удельного веса вновь созданных  рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве в  сельской местности к общему числу вновь  созданных рабочих мест;

насыщение товарного рынка Урмарского района конкурентоспособными отечественными  товарами и услугами;

обеспечение занятости населения;

 повышение образовательного уровня участников  предпринимательской деятельности

Система организации и

контроля за реализацией

Подпрограммы

Контроль осуществляет - Отдел экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района.

 

 

 

 

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 

           Подпрограмма муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе на 2011-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Чувашской Республики от  03.03.2003 г. № 19  «Об ускоренном развитии  малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 г. № 105 «О Республиканской программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы», от  14.04.2006 г. № 100 «О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Стратегией социально – экономического развития Урмарского района до 2020 года, утвержденной Решением Урмарского  районного Собрания депутатов Чувашской Республики  от  28.08.2008 г.  № 273.

            Вклад малого бизнеса в экономику района с каждым годом становится более весомым. Ежегодно увеличивается количество действующих малых предприятий, объемы выпускаемой ими продукции, выполненных работ и услуг, их ассортимент, улучшается качество за счет внедрения новых технологий. Создаются дополнительные рабочие места, увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих  и ее доля в общей численности занятых в экономике района. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета.

 

         По состоянию на 01.12.2013 г. малое и среднее предпринимательство  представляют 122 предприятия - юридические лица (аналогичный период 2012г.-122)  и 558  индивидуальных предпринимателей (аналогичный период 2012г.-754). В 2013 году в связи с увеличением размера страховых платежей сократилось количество индивидуальных предпринимателей.

        В этой сфере трудятся более двух тысяч человек  или  44%   от общей численности работающих  во  всех отраслях экономики  района.

        Реальную поддержку развитию предпринимательства оказывает Республиканская целевая программа дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики. В  2013 году консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности, участвуя в семинарах - тренингах «Как начать собственное дело», получили 24 безработных граждан (2012 год – 26), из них  4  человека (2012 год – 6 человек) получили свидетельство на осуществление предпринимательской деятельности и финансовую поддержку на открытие собственного бизнеса в сумме 58,8 тысяч рублей каждому (всего -235,2 тыс. рублей). Освоено 100%  средств, предусмотренных на 2013 год. В 2011 году финансовую поддержку получили 99 бизнес - планов для создания 108 рабочих мест для безработных граждан и освоено 6,35 млн. рублей.

         В сфере малого бизнеса в текущем году на предприятиях создано дополнительно 50 рабочих мест, через  КУ ЧР «Центр занятости населения Урмарского района» по программе содействие самозанятости создано 4 рабочих места, временное трудоустройство граждан - 10 человек, общественные работы – 117 человек.

По видам деятельности малое  предпринимательство охватывает все отрасли экономики.

          Стабильно работают предприятия, занятые в производстве промышленной продукции. Их доля в общем количестве предприятий малого предпринимательства – 23,8% - 29 предприятий.

          Производством сельскохозяйственной продукции занято  31 предприятие (включая  КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы), что составляет 30,3% от общего количества предприятий малого бизнеса.  Посевная площадь, обрабатываемая предприятиями малых форм хозяйствования  составляет 18241 га.Основная деятельность  в растениеводстве: выращивание зерновых культур, картофеля, овощей, хмеля, кормовых культур, а в животноводстве: производство мяса, молока, меда.

      На территории района постепенно возрождается возделывание такой высокодоходной культуры, как хмель, выращиванием и производством которого занимается малое предприятие ОАО «АгроРесурсы».

     В целях получения высокого гарантированного урожая предприятиями малых форм хозяйствования в этом году приобретено 652,5 тонн элитных семян зерновых культур, 105,4 тонн посадочного материала картофеля. Доля элитных площадей зерновых культур составляет 215 от всей площади.

      При государственной поддержке в приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга и кредита в 2013 году  малыми формами хозяйствования приобретено 11 единиц техники на сумму 19,470 млн. руб., за счет собственных средств – 7 единиц техники на сумму 4315,0 тыс. рублей.

         Деятельность в сфере розничной торговли осуществляют 30  малых предприятия (24,6%). Развитие предпринимательства  в данной сфере  объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.

        В сфере услуг и прочих видах деятельности занято 23 предприятия или  18,8 % от  общего количества малых предприятий.

        Наименьший удельный вес малых  предприятий занято в строительстве  - 3 предприятия (2,5%), объем выполненных работ в данной отрасли составляет  около  25,0% от общего объема отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятиями малого бизнеса за отчетный период  текущего года.    

         Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах за  январь - сентябрь 2013 года увеличился  к  аналогичному периоду прошлого года на  9,6 % и составил  354,2 млн. рублей. По итогам работы за 2013 год предусматривается увеличение объема отгруженной продукции  к уровню 2012 года более 10%. Среднемесячная заработная плата работающих на малых и средних предприятиях района составляет 6800 рублей (на уровне показателя  2012 года).

         Сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства  (ЕНВД) за  11 месяцев 2013 года  составила  6604,8 тыс. руб. или  11,4 % от налоговых доходов бюджета района (57792,3 тыс. руб.), к уровню соответствующего периода прошлого года составляет  93,0 %.

            В сфере малого бизнеса, после завершения строительства, реконструкции и расширения действующих производств, освоено инвестиций более 45,0 млн. рублей.

        В ходе реализации мероприятий данной подпрограммы предусматривается вложение инвестиций на сумму 50,0 млн. рублей.

 

       В 2013 году субъектам малого предпринимательства оказаны следующие виды поддержки:

 

  1.Финансовая поддержка

  В районе активно используется действующий в республике эффективный механизм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Постановлениями главы Урмарского района от  21.02.2008г. № 128 утверждены Правила Предоставления средств из местного бюджета Урмарского района, от  29.10.2008 г. № 714 утвержден Порядок возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентных ставок по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах, потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях.

Ежегодно с 2007 года администрация Урмарского района в числе победителей конкурса по предоставлению грантов муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого предпринимательства, что видно из ниже приведенной таблицы.

       Вид финансовой поддержки

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Грант,   тыс. руб.

260,0

160,0

1116,0

800,0

900,0

600,0

557,0

Субсидирование,

    тыс. руб.

14,630

15,771

39,658

47,818

71,015

150,0

153,0

 

 В целях совместного и согласованного осуществления деятельности, направленной на создание и эффективное функционирование на территории Урмарского района системы финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания благоприятных условий для обеспечения доступа к кредитным ресурсам БАНКА в целях обеспечения решения стратегических задач социально-экономического развития района между администрацией района и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ – Цивильское отделение № 4437 Сбербанка РФ от 27.03.2008г. и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» от 14.12.2011 года заключены Соглашения о субсидировании за счет средств районного бюджета Урмарского района процентных ставок по кредитам, полученным субъектом малого предпринимательства в кредитной организации.

 Отделом экономического развития, промышленности и торговли администрации  района ведется реестр субъектов малого и  среднего предпринимательства, получателей   финансовой  поддержки.  Реестр размещен на  сайте  администрации района. 

Постановлением главы администрации района от 25.11.2011 года № 733 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Оказание финансовой поддержки на основе анализа, оценки и отбора предпринимательских бизнес – планов, а также оказание консультационно – информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Урмарского района».

 

2.Организационная поддержка

Формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности   способствуют:

           проведение Дней малого и среднего предпринимательства с участием специалистов Минэкономразвития Чувашии, АУ ЧР «Республиканский бизнес – инкубатор по поддержке малого и среднего предпринимательства и содействию занятости населения» Минэкономразвития Чувашии,  АНО «Агенство по поддержке малого бизнеса  в Чувашской Республике», налоговой  инспекции, Пенсионного фонда, Центра занятости населения прокуратуры района.          

В  целях содействия развитию предпринимательства, поднятия престижа предпринимательской деятельности, пропаганды цивилизованного ведения бизнеса проводится комплекс мероприятий, приуроченных к профессиональному празднику - Дню российского предпринимательства: руководители предприятий  малого бизнеса  района  совместно  с представителями администрации района посещают  общеобразовательные учреждения района. В доступной и увлекательной  форме они рассказывают детям о развитии предпринимательства в  Урмарском районе, секретах  профессионального  мастерства, о своих начинаниях в бизнесе и достигнутых результатах. Предприятиями района проводятся Дни открытых дверей, когда учащиеся школ посещают предприятия, знакомятся с производством, организацией труда. Традиционно проводится спартакиада среди предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей Урмарского района. Торжественные мероприятия -  открытие праздника, поздравление главы  администрации Урмарского района   с Днем российского предпринимательства, награждение   предпринимателей и праздничный концерт проводятся на центральной площади п. Урмары.

В соответствии с графиком Минэкономразвития Чувашии  День малого и среднего предпринимательства в районе проведен 25 октября 2013 года.

В рамках проведения Дней малого и среднего предпринимательства предприниматели ознакомлены с итогами развития малого и среднего бизнеса за 2012 год и истекший период 2013 года в Урмарском районе и в Чувашской Республике. Практикуется посещение предприятий малого бизнеса в целях ознакомления с их деятельностью, обменом опыта работы.

         

 

Ходатайства главы администрации района:

В 2013 году для поддержки субъектов предпринимательства в Минэкономразвития Чувашии администрацией Урмарского района направлено 5 ходатайств на разработку бизнес – планов на бесплатной основе, в том числе  2 ходатайства для субъектов предпринимательства в возрасте до 30 лет и 1 ходатайство о предоставлении поддержки субъекту малого предпринимательства на развитие собственного бизнеса.Направлено 2 ходатайства о предоставлении поддержки субъекту малого предпринимательства на развитие собственного бизнеса.

 

          Организация и проведение конкурсов.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития Чувашии от 10.10.2012 года № 707 «О проведении ежегодного республиканского конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике «Лучший предприниматель Чувашии 2012 года»  I этап конкурса проведен на районном уровне.

По результатам конкурса «Лучший предприниматель Урмарского района 2012 года» победителями по следующим номинациям признаны:

1.«Лучшая социально – ответственная компания 2012 года» - Общество с ограниченной ответственностью «Урмарская швейная фабрика «ОВАС».

2. «Лучшее инновационно – активное предприятие 2012 года» - Общество с ограниченной ответственностью «Светлана».

3.«Лучшее малое предприятие 2012 года» - Открытое  акционерное  общество  «Урмарский механический завод».

4.«Лучший предприниматель 2012 года» - индивидуальный предприниматель Афанасьев Сергей Ильич.

5. «Лучший молодой предприниматель 2012 года» - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьев Александр Юрьевич.

Победители конкурса «Лучший предприниматель Урмарского района 2012 года»  награждены дипломами и ценными подарками.

 

По результатам республиканского конкурса «Лучший предприниматель Чувашии 2012 года» победителями  признаны:

в номинации «Лучшее среднее предприятие 2012 года» (за высокие показатели социально – экономического развития и инвестиционную активность в сфере среднего предпринимательства)  - ООО «Светлана»;

в номинации «Успешный старт» (за высокие показатели финансово – хозяйственной деятельности, достигнутые в сжатые сроки и высокую социальную активность) – Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьев Александр Юрьевич.

В декабре  2013 года на участие в конкурсе «Лучший предприниматель Чувашии 2013 года»  представили материалы ЗАО  КСО «Урмарская» и индивидуальный предприниматель Васильев И.Н.

 

          Участие в выставках.

В рамках празднования Дня Республики с 20 по 22 июня 2013 года экспозиция Урмарского района была представлена на XX Межрегиональной выставке «Регионы – сотрудничество без границ». Посетители выставки имели возможность ознакомиться с продукцией предприятий малого бизнеса:  ООО «Урмарская швейная фабрика «ОВАС», ООО «Светлана», ООО «Урмарский хлебозавод», ООО «АЛТЭЦЦА».

С целью исключения несанкционированных проверок со стороны контролирующих органов субъектам малого и среднего предпринимательства рекомендовано ведение Журнала учета мероприятий  по контролю  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный Журнал имеется у всех субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей

 

           3.Информационная поддержка

На сайте администрации района   в разделе «Малое и среднее предпринимательство» в доступной форме размещена информация о формах государственной поддержки малого и среднего  предпринимательства, деятельности малого и среднего  бизнеса в Чувашской  Республике, в Урмарском районе, о деятельности районного Координационного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства, о реализации мероприятий программы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства,  действующие законодательные и нормативно – правовые акты в сфере предпринимательства, проводимые  конкурсы.           

Информация о деятельности субъектов  малого и среднего предпринимательства регулярно освещается в средствах массовой информации, в том числе на  страницах   районной газеты «Херле ялав» (№ 52 (10079) от 22.05.2013 г.), «Урмарский вестник», освещается в телевизионных репортажах   «ГТРК  Чувашии» (17.01.2013 г.  О развитии фермерского хозяйства КФХ Иванов Ю.И., получившего грант; 03.05.2013г. О ходе посевной в хозяйствах района).

В администрации района оформлен стенд «Малый и средний бизнес».

В связи с целенаправленной политикой по содействию развития малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности на территории района постановлением главы Урмарского района  от 30.04. 2002 г.  № 167 (с последующими изменениями) образован районный Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, утверждено Положение о деятельности Координационного совета. Основной задачей районного Координационного совета является обеспечение взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности при реализации государственной экономической политики. Работа Координационного совета проводится в соответствии с Планом, который утверждается по согласованию с главой администрации района.

За отчетный период 2013 года  в соответствии с планом работы проведено  три заседания районного Координационного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

            4.Консультационная поддержка

Консультационная поддержка оказана субъектам предпринимательства при обращении по вопросам развития сферы предпринимательской деятельности: по вопросам ведения бизнеса и получения государственной муниципальной поддержки, подготовки материалов для разработки бизнес – планов, участия в конкурсах, выставках, открытии объектов производственной сферы и потребительского рынка, размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, аренде муниципального имущества.

5.Закупки для муниципальных нужд

Субъекты малого и среднего предпринимательства ежегодно участвуют в конкурсах, запросах котировок на поставку товаров (услуг) для муниципальных нужд.Всего за 9 месяцев 2013 года проведено торгов (лотов) и запросов котировок для субъектов малого предпринимательства – 22, в том числе путем запроса котировок – 14, открытого аукциона в электронной форме - 8. Количество несостоявшихся торгов (лотов), запросов котировок, которые не привели к заключению контрактов – 4. Общее количество заявок, поданных на процедуры, проведенные специально для субъектов малого предпринимательства - 37, в том числе путем запроса котировок – 24, открытого аукциона в электронной форме - 13. Стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по процедурам,  проведенным для субъектов малого предпринимательства составила 3949,5 тыс. руб.

Бюджетная эффективность от размещения муниципального заказа на торгах и путем запроса котировок составила в сумме более 3,0 млн. руб.

       

       6.Доступ к муниципальному имуществу

В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 03.03.2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого и среднего предпринимательства  в Чувашской Республике», повышения роли малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономического роста  Урмарского района, эффективной занятости населения и качественного улучшения уровня жизни населения администрацией Урмарского района с субъектами малого предпринимательства  заключено 26 договоров, действующих на сдачу  в аренду нежилых помещений, являющихся собственностью Урмарского района.   

Решением  Урмарского районного Собрания  депутатов от 27.11.2008 г. № 292 утвержден Порядок передачи в аренду  объектов недвижимости, включенных в Перечни муниципального имущества Урмарского района  для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной  основе (в  том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

II. Основные цели и задачи Подпрограммы.

 

 Основной целью Подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства Урмарского района Чувашской Республики на основе комплексной и эффективной поддержки.

 Задачами Программы являются:

совершенствование системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;

развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;

развитие механизмов финансово – имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления малым бизнесом.

Способы и механизмы решения задач определены в основных мероприятиях Подпрограммы (приложение к Подпрограмме). Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых и средних предприятий, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально – экономическом развитии Урмарского района, в том числе:

-          создание дополнительных рабочих мест;

-          насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;

-          увеличение налоговых поступлений в бюджет от малого предпринимательства;

-          привлечение инвестиций в экономику Урмарского района;

-  рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской деятельности;

-          повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности.

Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.

 

III. Система программных мероприятий

 

В Подпрограмме предусматриваются мероприятия по следующим разделам:

1. Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов власти с представителями субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание содействия   в разработке эффективных мер, направленных на упорядочение контрольных проверок, защиту прав и законных интересов предпринимателей; созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами власти.

В Подпрограмме предусматривается содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах на поставку продукции, оказание услуг. Участие в конкурсах повышает их товарооборот, который в свою очередь увеличивает финансовый результат. Муниципальные конкурсы повышают конкуренцию, которая является основным фактором для постоянного развития бизнеса. 

Одной из эффективных форм взаимодействия может быть участие представителей предпринимательских кругов в рабочих группах, советах, коллегиях при органах местного самоуправления.

Эффективная реализация муниципальной политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного предпринимательства, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой задачи  необходимо привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, совещаний, семинаров, «круглых столов», конкурсов по различным номинациям.

 

2. Развитие малого и среднего предпринимательства в  отраслях  реального сектора экономики.

Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на территории района охватывает практически все отрасли экономики. Более привлекательной остается непроизводственная сфера, в частности, торговля, где наиболее быстрый оборот капитала. Почти 25% малых предприятий сосредоточено в этой сфере. Приоритетные отрасли реального сектора экономики района – промышленность и сельское хозяйство в настоящее время также развиваются и работают стабильно.

В этом разделе предусматривается социологический опрос по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности. Ежегодно субъектами предпринимательства оформляются анкеты по проблемам предпринимательства.

 

 2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности.

Главный социальный эффект Программы будет состоять в решении проблемы занятости сельского населения. В целях развития на селе малого и среднего предпринимательства, формирования в агропромышленном комплексе рациональной системы рабочих мест, развития рынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений необходимо содействовать созданию новых рабочих мест для трудоустройства сельского населения в сфере малого и среднего предпринимательства.

Мероприятия данного раздела направлены на проведение мониторинга по вопросам занятости сельского населения, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, содействие развитию малых форм предпринимательства в сфере организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, открытие объектов придорожного сервиса, предприятий торговли.

С целью стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности принят Порядок, регулирующий перевод жилых помещений в нежилые, для упрощения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к нежилым помещениям. Особое внимание должно быть уделено таким приоритетным видам деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции и освоение прогрессивных технологий в аграрном комплексе. Данный раздел предусматривает реализацию мер муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в сельской местности, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских потребительских обслуживающихкооперативов. Поддержка предусматривается в виде  обеспечения доступности кредитов для субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве; развития сельскохозяйственного лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства; внедрения механизма страхования в сферу крестьянского (фермерского) производства и малого бизнеса; создания условий для развития зооветеринарных, агросервисных, транспортных и других услуг для личного подворья и крестьянских фермерских хозяйств; организации закупок производимой ими продукции.

 

3. Развитие механизмов финансово-имущественной  поддержки малого и среднего предпринимательства.

Задачей Подпрограммы в данной области предусматривается расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, посредством развития и совершенствования форм финансовой и имущественной поддержки.

Существующий сегодня высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этих предприятий более эффективным способом муниципальной  поддержки может стать субсидирование процентной ставки по получаемым кредитам.

Администрация Урмарского района предусматривает  субъектам малого и среднего предпринимательства возмещение части затрат по уплате процентных ставок по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах за счет средств  местного бюджета  района и получаемых грантов.

Одной из основных проблем для предпринимателей до недавнего времени было составление грамотного бизнес-плана. Подпрограммой предусмотрено содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в разработке бизнес-планов и технико-экономических обоснований на бесплатной основе.

Имущественная поддержка предполагает передачу в аренду объектов недвижимости, включенных в Перечни муниципального имущества для предоставления  его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектов малого и среднего предпринимательства и  организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным решением Урмарского районного Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года  №  291,  расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в доступе не только к  муниципальному имуществу, но и имуществу крупных и средних предприятий путем ведения единого реестра муниципального имущества и имущества крупных и средних  предприятий, не задействованных в хозяйственном обороте.

 

4. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства.

В данном разделе предусмотрены мероприятия по организации подготовки, переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, прежде всего на основе средств, выделяемых из республиканского бюджета для организации обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, осуществления правовой, организационно-методической поддержки начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан. Помимо этого предусматривается обучение и профессиональная ориентация молодежи, сельского населения на базе специально разрабатываемых программ, обучающих, учебно-консультативных семинаров, бизнес-встреч по вопросам малого и среднего предпринимательства.

 IY. Ресурсное обеспечение Подпрограммы

 Ресурсное обеспечение подпрограммы осуществляется за счет  республиканского и районного бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.

К внебюджетным источникам отнесены доходы от уставной деятельности учреждений, банковские  кредиты и собственные средства субъектов малого и среднего  предпринимательства, средства инвесторов.

  V. Механизм реализации Подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения

 Муниципальным заказчиком Подпрограммы является администрация Урмарского района.

Механизм реализации Подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных результатов.

Намечается задействовать такие рычаги экономической политики, как взаимодействие с предпринимательскими  структурами  в рамках Соглашений о  социально-экономическом сотрудничестве, привлечение  средств инвесторов, лизинг, предоставление  налоговых  льгот по местным  налогам.

Исполнителями Подпрограммы являются заинтересованные предприятия,  структурные подразделения администрации Урмарского района, субъекты малого и среднего  предпринимательства, индивидуальные предприниматели, поселения. К выполнению мероприятий Подпрограммы привлекаются на конкурсной основе любые коммерческие и некоммерческие организации.

Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района осуществляет контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию Подпрограммы и конечными результатами, и обеспечивает тем самым эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на осуществление Подпрограммы.

Координация деятельности органов местного самоуправления по выполнению мероприятий Подпрограммы осуществляется районным Координационным Советом по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и отделом экономического развития, промышленности, торговли администрации Урмарского района, которые определяют первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Подпрограммы.

 VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Подпрограммы

 Эффективность Подпрограммы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве вследствие проведения мер и затрат на реализацию этих мер.

В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели как рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем  предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли произведенной продукции, работ (услуг) малыми и средними  предприятиями; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Подпрограммы.

Реализация Подпрограммы позволит:

обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;

развить малые и средние инновационные предприятия;

насытить товарный рынок Урмарского района Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;

обеспечить занятость населения;

повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.

 Индикатор ожидаемой эффективности реализации мероприятий

 

 

Индикатор до

реализации Программы

Индикатор в ходе реализации Программы

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018 год

 

2019 год

 

2020 год

 

1

2

3

4

5

6

7

8

    9

9

11

12

Рост количества субъектов малого и  среднего предпринимательства,  ед.

121

121

122

125

128

130

132

135

138

142

145

Объем отгруженных товаров собственного

производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями, млн. руб.

235,4

358,6

497,0

550,0

610,0

685,0

775,0

880,0

1000

1145

1315

Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, чел.

2073

2098

2123

2123

2125

2130

2150

2170

2190

2210

2230

Создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства

156

196

192

192

195

198

200

203

208

212

215

Доля работников, занятых в малом   и среднем предпринимательстве

в общей численности работников предприятий

 и организаций (в процентах)

42,1

43,7

44,0

44,5

45,0

45,7

46,5

47,3

48,0

48,5

49,0

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства (в процентах) от собственных доходов бюджета района

11,9

12,6

13,5

14,5

15,5

16,0

16,5

17,0

17,5

18,0

18,5

 

                                                      

                                                                                                                                 Приложение №1                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                к  Подпрограмме  муниципальной  поддержки  малого 

                                                                                                                                                                                                                и среднего предпринимательства в Урмарском районе                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                Чувашской  Республики  на 2011 – 2020 годы

                                                                                                                      

Система основных программных мероприятий

 

Мероприятия

Ответственные за

исполнение

Источники

финансиро-вания

Объем средств  (млн. руб.)

 

Срок

реализации

 

2011 г.

2012г.

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016г.

2017г

2018г

2019г

2020г

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

                                          

1.Совершенствование  внешней среды  развития  малого  и среднего предпринимательства  и  взаимодействие

органов  власти с общественными  объединениями  предпринимателей

 

 

 

 

Оказание содействия   в разработке эффективных мер, направленных на упорядочение контрольных проверок, защиту прав и законных интересов предпринимателей; созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами власти.

 

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

 

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Содействие формированию положительного имиджа  предпринимательской деятельности:

проведение рабочих встреч, семинаров, «круглых столов»;

посещение малых предприятий, осуществляющих деятельность на территории района;

заслушивание субъектов предпринимательства, получивших государственную поддержку на заседаниях районного Координационного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;

привлечение субъектов малого и среднегопредпринимательства к участию в конкурсах по различным номинациям

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

 

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Сплошное статистическое обследование малых  и средних  предприятий и выработка механизма сбора информации о деятельности малых предприятий

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

 

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Проведение мониторинга по вопросам занятости сельского населения, в том числе в сфере малого и среднего  предпринимательства

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

 

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Ежегодное  проведение Дня малого и среднего и предпринимательства в районе

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Проведение социологических опросов в районе по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, мониторинг и анализ  развития  малого и среднего предпринимательства  в  отраслях экономики  района.

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

 

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Установление  дифференцированных ставок  арендной платы за землю для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сельскохозяйственном производстве, в строительном  комплексе.

Отдел сельского хозяйства и

 земельных 

отношений

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Развитие несельскохозяйственных видов деятельности в малом и среднем предпринимательстве в сельской  местности

Отдел  экономического развития, промышленности и торговли  администрации Урмарского района

 

В пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

 

2. Развитие реального сектора экономики

 

                  Обрабатывающее производство

 

 

Реконструкция здания для развития швейного производства

ООО «Светлана»

ООО «Светлана»

Внебюджетные источники

 

3,0

2,5

2,5

1,5

 

 

0,5

 

 

 

 

 

2011 – 2015   

      годы

 

Реконструкция механического цеха

ОАО «Урмарский механический завод»

ОАО «Урмарский механический

завод»

Внебюджетные источники

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2011 – 2020 годы

 

Приобретение  оборудования и реконструкция производственного цеха  ООО «УШФ «ОВАС»

ООО «УШФ «ОВАС»

Внебюджетные источники

 

5,0

1,5

1,5

1,5

0,5

 

 

 

 

 

2011 – 2015 годы

 

Реконструкция здания для создания швейного цеха в д. Шихабылово

ИП Иванов Ю.И.

Внебюджетные источники

 

 

1,0

-

0,5

 

 

 

 

 

 

2012-2015 годы

 

Реконструкция цеха по производству деревянных евроокон

ЗАО «ДОКРосс»

Внебюджетные источники

1,0

4,0

1,0

 

 

 

 

 

 

 

2011-2013

годы

 

Производство кованых изделий

ИП Егоров А.Н.

Внебюджетные источники

 

 

 

0,2

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013

годы

 

Кузовной ремонт автомобилей

ИП Васильев И.Н.

Внебюджетные источники

 

 

 

0,1

 

 

 

 

 

 

 

2013

год

 

Организация частного предпринимательства по производству мебели

 

ИП Степанов В.П.

Внебюджетные источники

 

 

0,050

0,1

0,03

 

 

 

 

 

2013-2015 годы

 

Организация частного предпринимательства по производству

тротуарных плиток

 

ИП Исаев Ю.Г.

Внебюджетные источники

 

 

 

0,02

 

 

 

 

 

 

 

2013-2015 годы

 

 

Агропромышленный комплекс

 

Содействие развитию малых форм предпринимательства в сфере организации производства, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции в каждом сельском поселении

Отдел сельского хозяйства и

земельных

отношений,

Отдел экономического развития,  промышленности и торговли  администрации района, поселения

района

Внебюджетные источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

                                      3.  Развитие механизмов финансово – имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства

 

Возмещение части затрат по уплате  процентных ставок  за  счет местного бюджета и средств  полученного

гранта

Администрация Урмарского

района

Районный бюджет

0,071

 

 

 

 

 

 

0,150

 

 

 

 

0,153

 

 

 

 

 

 

 

0,120

 

 

 

 

 

0,130

 

 

 

 

 

 

0,150

 

 

 

 

0,170

 

 

 

 

 

0,190

 

 

 

 

 

 

0,210

 

 

 

 

 

 

0,230

 

 

 

 

2011-2020

годы

 

Предоставление грантов начинающим  субъектам малого и среднего предпринимательства

 

Администрация Урмарского

района

 

Районный бюджет

 

 

 

-

-

0,017

0,070

0,080

0,090

0,100

0,110

0,120

0,130

2011-2020

годы

 

Предоставление грантов начинающим  субъектам малого и среднего предпринимательства

 

Администрация Урмарского

района

 

 

 

 

Республиканский  бюджет

0,900

 

 

0,600

 

0,540

 

 

 

0,300

 

0,300

 

 

0,300

0,300

 

0,300

 

 

0,300

 

 

0,300

2011-2020

годы

 

Создание собственного дела для безработных граждан

КУ ЧР «Центр занятости населения Урмарского района»

Республи-канский  бюджет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, расширение предоставляемых населению  услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реконструкция производственных помещений, приобретение и установка нового оборудования

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели

Внебюджетные источники

0,100

0,250

0,300

0,450

0,500

0,700

1,000

1,200

1,300

1,500

2011-2020

годы

 

Строительство объекта придорожного сервиса (II очередь) – ввод в эксплуатацию магазина по продаже автозапчастей в здании автозаправки, цеха по ремонту автомобилей и автомойки  

ООО «Нефть - Трэвел» -

Внебюджетные источники

 

 

3,800

 

 

 

 

 

 

 

2013- 2014 годы

 

 

5. Кадровое  обеспечение  малого и среднего  предпринимательства

 

 

Проведение тематических встреч учащейся молодежи с представителями предпринимательского сообщества 

Отдел образования и молодежной политики, Отдел экономического развития промышленности и торговли и администрации Урмарского района

в пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

Профессиональная ориентация учащейся молодежи в области предпринимательства

КУ ЧР «Центр занятости

населения

Урмарского

района»

в пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

Оказание методической помощи молодежи по вовлечению ее в предпринимательскую деятельность

Отдел образования и молодежной политики,

Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района

в пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

Направление учащейся  молодежи – выпускников средних  школ   в высшие и средние  специальные учебные  заведения по Целевым  программам подготовки кадров для субъектов малого и среднего бизнеса

Отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского района,

КУ ЧР «Центр занятости населения Урмарского района»

в пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

Реализация системы мер по обеспечению эффективной занятости на селе через переобучение и повышение квалификации сельского населения в сфере малого предпринимательства

Отдел сельского хозяйства и земельных отношений администрации  района,

поселения района,

КУ ЧР «Центр занятости

населения

Урмарского райна»

в пределах выделенных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2020

годы

Всего

 

50,531

10,571

10,500

10,680

5,040

2,540

1,740

2,070

2,300

2,430

2,660

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средства республиканского бюджета

 

4,140

0,900

0,600

0,540

0,300

0,300

0,300

0,300

0,300

0,300

0,300

 

районного бюджета

 

2,291

0,071

0,150

0,170

0,190

0,210

0,240

0,270

0,300

0,330

0,360

 

внебюджетные источники

 

44,100

9,600

9,750

9,970

4,550

2,030

1,200

1,500

1,700

1,800

2,000