Урмарский муниципальный округ Чăваш Республикин Вăрмар муниципаллă округě

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ Урмарского района Чувашской Республики на период до 2030 года

УТВЕРЖДЕН

постановлением администрации Урмарского района от ________ № ___

 

                                                                                                     

Бюджетный прогноз Урмарского района

Чувашской Республики на период до 2030 года

 

Введение

 

Процесс адаптации экономики Урмарского района  Чувашской Республики к изменившимся макроэкономическим условиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 года, входит в завершающуюся стадию. В результате своевременной реализации антикризисных мер в 2015 году в целом удалось сформировать необходимые условия для оживления деловой активности, стабилизировать доходы консолидированного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики и обеспечить исполнение принятых расходных обязательств.

В условиях завершения болезненного адаптационного периода главной задачей экономической политики Урмарского района  Чувашской Республики остается обеспечение устойчивого экономического развития района. В то же время сохраняющаяся высокая неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры предопределила временную приостановку среднесрочного бюджетного планирования и переход в 2016 году на однолетний бюджет. В таких условиях актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации тех или иных сценариев развития, разработка бюджетного прогноза Урмарского района Чувашской Республики на долгосрочный период приобретают особое значение, помогая сформировать средне- и долгосрочные стратегии поведения.

Долгосрочные оценки основных параметров бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике и, что более важно, основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышает эффективность действий органов управления в целом.

Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества муниципального управления в Урмарском районе Чувашской Республике в целом и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики, бюджетов поселений Урмарского района Чувашской Республики на трехлетний период, разработка системы муниципальных программ Урмарского района Чувашской предполагали дальнейшее расширение горизонтов планирования. Выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.

 

I. Основные итоги исполнения консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики за 2014–2015 годы, условия формирования бюджетного прогноза Урмарского района Чувашской Республики на период до 2030 года

 

 

 

В 2014–2015 годах в Урмарском районе Чувашской Республике проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов.

На исполнение доходной части районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики в 2014–2015 годах оказали влияние вступившие в силу положения федеральных законов и законов Чувашской Республики в области налогового и бюджетного законодательства.

Законом Чувашской Республики от 11 октября 2013 г. № 60 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»:

снижены ставки транспортного налога в отношении автобусов и автомобилей грузовых, использующих природный газ в качестве моторного топлива, на каждую лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства на 20% для организаций и индивидуальных предпринимателей на срок с 1 января 2014 г. до 2020 года;

в целях реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также в целях пресечения умышленного уклонения от уплаты транспортного налога и получения необоснованной налоговой выгоды льготной категории граждан, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, предоставлено право воспользоваться льготой по транспортному налогу по выбору только на одно транспортное средство. При этом не предусмотрено предоставление налоговой льготы в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей.

Законом Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г. № 52 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»:

предусмотрено увеличение с 1 января 2015 г. налоговых ставок по транспортному налогу.

В связи с передачей с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2014 года норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличен с 80 до 85%. Одновременно с 20 до 15% сократился размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования.  

Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога. В Чувашской Республике принято решение о зачислении в местные бюджеты указанного налога по нормативу 10%, соответственно в республиканский бюджет Чувашской Республики – по нормативу 90% (до 1 января 2014 г. в республиканский бюджет Чувашской Республики указанный налог зачислялся по нормативу 100%).

Консолидированный бюджет Урмарского района Чувашской Республики за 2014 год исполнен в целом по доходам в объеме 477725,5 тыс. рублей.

Собственные (налоговые и неналоговые) доходы консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики исполнены в сумме 91969,8 тыс. рублей, что составляет 104,2% к годовым плановым назначениям.

Районный бюджет Урмарского района  Чувашской Республики за 2014 год исполнен по доходам в целом в объеме 453799,8 тыс. рублей. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики исполнены в сумме 68588,2 тыс. рублей

Консолидированный бюджет Урмарского района Чувашской Республики в 2015 году исполнен по доходам в объеме 453605,2 тыс. рублей, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам – 89938,9 тыс. рублей.

Районный бюджет Урмарского района Чувашской Республики за 2015 год исполнен по доходам в объеме 436746,9 тыс. рублей, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам – 65424,6 тыс. рублей.

В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики в 2015 году наибольший удельный вес занимают следующие налоги: налог на доходы физических лиц (50,7%), акцизы по подакцизным товарам (12,0%), налоги на совокупный доход (9,9%), налоги на имущество (7,6%), доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (6,9%).

Безвозмездные поступления в районный бюджет Урмарского района Чувашской Республики  в 2014 году составили 385211,6 тыс. рублей.

В 2015 году безвозмездные поступления в районный бюджет Урмарского района Чувашской Республики составили в 371322,2 тыс. рублей, 96,4% к уровню 2014 года. Дотации поступили в сумме 40299,6 тыс. рублей (10,8% от общего объема безвозмездных поступлений).

Поступление субсидий в 2015 году составило в сумме 115627,7 тыс. рублей  (31,1% от общего объема межбюджетных трансфертов), субвенций и иных межбюджетных трансфертов –
205855,5 тыс. рублей и 9978,8 тыс. рублей соответственно (55,4% и 2,7% от общего объема межбюджетных трансфертов).

Консолидированный бюджет Урмарского района  Чувашской Республики за 2014 год по расходам исполнен в сумме 483265,0 тыс. рублей, в том числе районный бюджет Урмарского района Чувашской Республики – в объеме 458374,9 тыс. рублей.

В 2015 году расходы консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики составили 444063,8 тыс. рублей (91,9,0% к уровню 2014 года), в том числе районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики – 427640,6. рублей (93,3% к уровню 2014 года).

Активно используются косвенные меры развития экономики. Например, путем предоставления мер государственной поддержки гражданам на строительство (приобретение) жилья. В 2014–2015 годах на указанные цели из бюджетов всех уровней направлено 21030,7 тыс. рублей (в том числе за счет средств  местных бюджетов – 843,0 тыс. рублей). Это позволило улучшить жилищные условия 29 семей.

В условиях недостаточности финансовых ресурсов сделан упор на развитие производства и социальной инфраструктуры (обеспечение качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом).

На развитие производственной инфраструктуры из консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики в 2014–2015 годах направлено 203342,8 тыс. рублей, в том числе на развитие сельского хозяйства (с учетом средств федерального и республиканского  бюджетов) – 356,2 тыс. рублей, развитие транспорта – 50,0 тыс. рублей, жилищно-коммунального хозяйства –108227,9 тыс. рублей, дорожного хозяйства 94416,1 тыс. рублей, развитие малого и среднего предпринимательства – 292,6 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование. В 2014 году из бюджета Урмарского района Чувашской Республики направлены средства в сумме 299813,4 тыс. рублей, в 2015 году – 231724,7 тыс. рублей.

Инвестиционные расходы из консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики в рамках данного направления в 2014–2015 годах составили 209750,3 тыс. рублей.

В рамках реализации Указа Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. № 124 «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике» в 2013–2015 годах в Чувашской Республике построено 3 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, направлено средств из местных бюджетов в сумме 948,2 тыс. рублей.

На развитие физической культуры и спорта из консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики в 2014 году направлено 3945,9 тыс. рублей, в 2015 году – 4562,4 тыс. рублей.

Традиционно большое внимание уделяется социальной поддержке населения. Все взятые социальные обязательства обеспечиваются своевременно.

Профицит консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики на 1 января 2016 г. составил 9541,4 тыс. рублей при плановом дефиците в размере 5005,5 тыс. рублей, профицит районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики – 9106,3 тыс. рублей при плановом дефиците в размере 3278,0 тыс. рублей.

 

II. Цель и задачи бюджетного прогноза Урмарского района Чувашской Республики на период до 2030 года

 

Формирование и реализация бюджетной политики в долгосрочном периоде будут осуществляться в условиях более низких, чем в начале и середине
2000-х годов, темпов экономического роста при сохранении рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике.

Основной целью разработки бюджетного прогноза Урмарского района Чувашской Республики на период до 2030 года (далее – Бюджетный прогноз до 2030 года) является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике и достижение стратегических целей социально-экономического развития Урмарского района Чувашской Республики.

Необходимо обеспечить предсказуемость реакции бюджетной системы района на внешние и внутренние макроэкономические вызовы, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.

К задачам Бюджетного прогноза до 2030 года, способствующим достижению указанной цели, относятся:

осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике;

разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики;

выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности консолидированного и районного бюджетов Урмарском районе Чувашской Республики и решению ключевых задач социально-экономического развития Урмарского развития Чувашской Республики в долгосрочном периоде;

обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного и районного бюджетов Урмарского района  Чувашской Республики, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;

профилактика бюджетных рисков для консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;

определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ Урмарского района Чувашской Республики на период их действия.

Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:

обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2030 года с другими документами стратегического планирования Урмарского района Чувашской Республики, в первую очередь прогнозом социально-экономического развития Урмарского района Чувашской Республики на период до 2030 года и муниципальными программами Урмарского района  Чувашской Республики;

систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;

использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района;

оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки муниципальным образованиям Урмарского района по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;

полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики при реализации Бюджетного прогноза до 2030 года необходимо обеспечить:

сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения «теневого» сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступления в доходы бюджетов Урмарского района  Чувашской Республики;

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;

принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;

обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;

создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;

регулярность анализа и оценки рисков для бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике и использование полученных результатов в бюджетном планировании;

поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга Урмарского района Чувашской Республики.

Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики Чувашской Республики.

Одним из инструментов, призванных обеспечить повышение результативности расходов и их ориентированность на достижение целей государственной политики, являются муниципальные программы Урмарского района Чувашской Республики.

Направления и мероприятия государственной социально-экономической политики, реализуемые в рамках муниципальных программ Урмарского района Чувашской Республики, должны формироваться с учетом реальных возможностей районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики. Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальных программ Урмарского района Чувашской Республики, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики Урмарского района Чувашской Республики.

Необходимо внедрить систему регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ выполнения мероприятий муниципальных программ Урмарского района Чувашской Республики и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление. Соответствующую оценку качества правового регулирования сферы политики, управления имуществом, значений целевых показателей (индикаторов) на основании динамики объемов расходов, налоговых льгот и иных преференций необходимо проводить по муниципальным программам Урмарского района  Чувашской Республики с публичным рассмотрением отчетов об их реализации.

В рамках данной работы структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных мер, обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие региона, включая сферы образования, здравоохранения и инфраструктуру.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, в том числе с целью создания условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий. Органы  местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы, что может быть реализовано только при стабильных условиях и правилах формирования доходов консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики.

В целях минимизации неиспользуемых остатков средств межбюджетных трансфертов, получаемых поселениями из районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики, будет продолжена работа по обеспечению предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики бюджетам поселений    в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам поселений.

В целях эффективного использования бюджетных средств необходимы                  дальнейшее совершенствование системы муниципального финансового контроля и повышение его результативности и экономической эффективности.

 

 

III. Прогноз основных характеристик бюджетов бюджетной системы
в Урмарском районе Чувашской Республике

 

Общее замедление темпов экономического развития в 2014–2015 годах в связи с осложнением внешнеэкономической ситуации в России обусловливает необходимость выбора для формирования Бюджетного прогноза до 2030 года показателей валового регионального продукта (далее – ВРП) и индекса промышленного производства исходя из первого (базового) варианта развития экономики. Это позволит минимизировать риск завышения доходной части консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики и предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджетов.

Несмотря на консервативный подход к формированию доходной части бюджета, в районе будет продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики.

Существенное влияние на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в Урмарском района Чувашской Республике оказывают и иные факторы, наиболее значимым из которых является ожидаемое изменение демографической ситуации.

Несмотря на достигнутый рост (стабилизацию) рождаемости, в долгосрочном периоде формируется общая для России тенденция сокращения доли населения в трудоспособном возрасте.

Исходя из этого формируются предпосылки для увеличения расходных обязательств на здравоохранение и предоставление социальных выплат.

В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте достижение ожидаемых темпов экономического роста и, как следствие, рост заработной платы в реальном выражении могут быть обеспечены только при условии повышения производительности труда, в том числе в социальной сфере, за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест и опережающего роста инновационного развития экономики, что в свою очередь предъявляет высокие требования к улучшению инвестиционного климата, обеспечению макроэкономической стабильности, снижению инфляции и процентных ставок по кредитам, качеству человеческого капитала, эффективности и прозрачности государственного управления.

Прогноз основных характеристик консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики до 2030 года приведен в приложении № 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2030 года.

 

3.1. Основные подходы к формированию доходов консолидированного
и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики                         до 2030 года

 

Налоговая политика Урмарского района Чувашской Республики на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в консолидированный бюджет Урмарского района Чувашской Республики.

Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков по сравнению с субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.

Формирование доходов консолидированного и районного бюджетов Урмарского района  Чувашской Республики на период до 2030 года осуществлено с учетом следующих подходов:

упорядочение системы налоговых льгот, повышение их адресности;

повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, и определения налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости;

совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;

сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;

снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, включая дорогую недвижимость;

повышение доходов от эффективного использования муниципального имущества.

Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Урмарского района  Чувашской Республики, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.

Структура доходов консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики в условиях действующего налогового законодательства в долгосрочном периоде не предполагает существенных изменений.

В целом в период до 2030 года основными источниками доходов консолидированного бюджета Урмарского района Чувашской Республики будут оставаться налог на доходы физических лиц. При этом увеличение поступлений по данным налогам прогнозируется за счет развития экономики и повышения уровня их собираемости.

 

3.2. Основные подходы к формированию расходов

консолидированного и районного бюджетов Урмарского района

Чувашской Республики на период до 2030 года

 

Прогноз расходов консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики до 2030 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.

Будет продолжено развитие образования, культуры и спорта, обеспечена социальная поддержка населения. В числе приоритетных направлений так же, как и сегодня, будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.

При этом должно быть обеспечено безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., направленных на развитие экономики, образования и здравоохранения, реализацию социальной и демографической политики, обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.

Предельный объем расходов консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.

Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений Урмарского района Чувашской Республики с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального  имущества Урмарского района Чувашской Республики.

Исполнение  публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме. При этом в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан будет обеспечено применение принципа нуждаемости и адресности. Будет продолжена работа по инвентаризации социальных выплат на предмет их универсализации и оптимизации.

Система построения межбюджетного регулирования в Урмарском районе  Чувашской Республике будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности как государственных, так и муниципальных полномочий. Сохранится предоставление бюджетам поселений Урмарского района  дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности бюджетов, субсидий на софинансирование выполнения органами местного самоуправления установленных полномочий.

Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности, ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления.

Необходимо создание условий для повышения собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований. Следует рассмотреть вопрос об объединении (укрупнении) отдельных муниципальных образований, имеющих крайне низкую самообеспеченность, что также позволит повысить эффективность бюджетных расходов на уровне соответствующих муниципальных образований.

 

3.3. Основные подходы к формированию долговой политики,

дефицита (профицита) районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района Чувашской Республики  на период до 2030 года

 

Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом в Урмарском районе Чувашской Республике на период до 2030 года заключается в осуществлении взвешенной долговой политики, поддержании объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами, при этом должна быть обеспечена способность районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-эконо­ми­ческих задач на комфортных для бюджетов условиях.

Стратегия управления муниципальным долгом Урмарского района  Чувашской Республики и поселений Урмарского района Чувашской Республики на долгосрочную перспективу будет направлена на:

повышение эффективности муниципальных  заимствований Урмарского района Чувашской Республики и поселений Урмарского района Чувашской Республики;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района Чувашской Республики в привлечении заемных средств;

оптимизацию структуры муниципального долга Урмарского района Чувашской Республики и поселений Урмарского района Чувашской Республики;

развитие финансовых инструментов заимствований и инструментов управления муниципальным долгом Урмарского района Чувашской Республики;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Урмарского района Чувашской Республики и поселений Урмарского района Чувашской Республики;

минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга Урмарского района  Чувашской Республики  поселений Урмарского района Чувашской Республики.

Долговая нагрузка на районный  бюджет Урмарского района  Чувашской Республики  на период до 2020 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства.

До 2030 года ставится задача обеспечить поддержание объема муниципального  долга Урмарского района  Чувашской Республики в пределах 50% суммы доходов районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В структуре муниципальных долговых обязательств на период до 2030 года планируются:

бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

муниципальные гарантии.

Муниципальные  заимствования Урмарского района Чувашской Республики будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы муниципальных  внутренних заимствований Урмарского района Чувашской Республики, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики и объемов погашения долговых обязательств Урмарского района  Чувашской Республики, складывающихся исходя их заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.

Согласно положениям статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.

В силу дефицитности районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района Чувашской Республики  муниципальные заимствования являются одним из основных источников финансирования дефицита бюджета.

С учетом этого источниками внутреннего финансирования дефицита бюджетов муниципальных образований в долгосрочном периоде будут являться:

разница между полученными и погашенными муниципальными образованиями кредитами кредитных организаций;

разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

 

 

IV. Оценка расходов на реализацию муниципальных программ
Урмарского района Чувашской Республики на период до 2030 года

 

Интеграция стратегического и бюджетного планирования в Урмарском районе Чувашской Республике осуществляется в рамках муниципальных программ Урмарского района Чувашской Республики, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение муниципальных   заданий на оказание (выполнение) муниципальных  услуг (работ).

Бюджетным прогнозом до 2030 года устанавливаются предельные объемы («потолки») расходов районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики на реализацию каждой из муниципальных  программ Урмарского района  Чувашской Республики на период до 2030 года. Это позволит ответственным исполнителям муниципальных  программ Урмарского района Чувашской Республики определить цели и ожидаемые результаты муниципальных  программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Урмарского района Чувашской Республики, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.

Показатели финансового обеспечения муниципальных  программ Урмарского района Чувашской Республики до 2030 года представлены в приложении № 2 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2030 года.

Необходимо отметить, что сами «потолки» расходов, вне зависимости от статуса утвердившего их документа, не предопределяют объем и структуру расходных обязательств Урмарского района Чувашской Республики, подлежащих финансированию из районного бюджета Урмарского района Чувашской Республики. Это индикативная оценка объема расходов, который в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза может быть включен в состав ассигнований районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики по соответствующей муниципальной программе Урмарского района  Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, финансово обеспеченные муниципальные  программы Урмарского района Чувашской Республики, создать стимулы, прежде всего для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

В случае разработки и принятия новых муниципальных  программ Урмарского района Чувашской Республики бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим муниципальным программам Урмарского района Чувашской Республики.

Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.

 

V. Оценка и минимизация бюджетных рисков

 

Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики является одной из ключевых задач Бюджетного прогноза до 2030 года.

Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района Чувашской Республики заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств Урмарского района Чувашской Республики без сокращения расходов на реализацию принятых решений.

С учетом этого в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов районного бюджета Урмарского района  Чувашской Республики и бюджетов поселений Урмарского района Чувашской Республики в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.

С учетом того, что объем муниципального долга Урмарского района  Чувашской Республики будет доведен до безопасного уровня, в случае краткосрочного (до трех лет) замедления темпов роста собственных доходов бюджетов в целях обеспечения исполнения принятых расходных обязательств, завершения реализации приоритетных инвестиционных проектов будет рассматриваться вопрос об увеличении размера муниципального долга Урмарского района  Чувашской Республики с учетом его последующего сокращения при восстановлении темпов роста собственных доходов.

Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.

К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков.

  1. Демографические риски.

Рост доли населения старше трудоспособного возраста увеличивает нагрузку на республиканский бюджет Чувашской Республики за счет увеличения расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.

2. Снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда. 

Влияние данного фактора носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и в конечном счете дальнейшее замедление темпов экономического роста.

Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы, субсидирование затрат производителей.

3. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.

В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.

Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в районе.

Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться сохранение налоговых льгот, нацеленных на развитие производства и рост инвестиций, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.

Основным внешним риском будет сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности негативных влияний в мировой экономике следует ожидать дополнительных эффектов, отрицательно влияющих на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в  Урмарском районе Чувашской Республике, включая сокращение доступности кредитных ресурсов, отток инвестиций, увеличение инфляционных рисков.

Основными мерами, направленными на минимизацию риска несбалансированности консолидированного и районного бюджетов Урмарского района  Чувашской Республики, будут являться оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств.

Указанные риски характерны не только для Урмарского района Чувашской Республики, но и в целом для Чувашской Республики.

В условиях сохранения масштабных диспропорций и несбалансированности бюджетов бюджетной системы в Урмарском районе Чувашской Республике состояние общественных финансов и уровня муниципального долга неминуемо выйдет на неустойчивую траекторию, угрожая дестабилизацией макроэкономической системы и создавая риски для экономической безопасности района.

В целях недопущения развития ситуации по такому сценарию требуется постоянная оценка расходных обязательств Урмарского района Чувашской Республики в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.

Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала консолидированного и районного бюджетов Урмарского района Чувашской Республики.