Урмарский муниципальный округ Чăваш Республикин Вăрмар муниципаллă округě

Познавательно-развлекательная викторина для 4-5 классов

Познавательно-развлекательная викторина для 4-5 классов по теме

 "Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как поступить"

Воспитательные задачи:

  • познакомить детей с профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;
  • показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека;
  • формировать эмоциональную отзывчивость на недопустимость ложных вызовов пожарной команды;
  • воспитывать ребят, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;
  • закрепить полученные знания о причинах пожаров и правилах поведения при их возникновении;
  • научить учащихся как действовать в чрезвычайной ситуации.

Оборудование:

  • памятка «Как вести себя при пожаре»,
  • иллюстрации к «Легенде о Прометее» или мультфильм.

Ход мероприятия:

На доске: "Легче чем пожар тушить -

  Нам его предотвратить"

Вед.: Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой, но по дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня.

Ответы учеников:

- приготовление пищи,

- двигатели внутреннего сгорания,

- плавка металлов,

- изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич) и др.

 

Вед.: Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».

 

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь.

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь,

Приоткрой пошире дверь».

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок...

 

Почему так сильно разгорелся огонь? (начался приток воздуха, это способствует развитию огня)

Вед.: А сейчас немного статистики.

- Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

- Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.

- Каждый третий погибший - ребенок.

 

Ребята, как вы думаете, всегда ли были пожарные? (ответы) Не всегда, раньше людям приходилось самостоятельно тушить пожар, никто им не помогал. Вот, к примеру, только с 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей, 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны, 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.

Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом, быть отважным, бесстрашным, нужно много знать и уметь правильно находить выход в любой ситуации.

А сейчас я вам предлагаю провести мини-эстафету «Юные пожарные», тут мы с вами и посмотрим, кто может стать настоящим пожарным.

Учащиеся делятся на две команды.

 

Скажите мне, пожалуйста, как правильно нужно докладывать диспетчеру пожарной части, если случился пожар?

(называть адрес, где горит; как лучше подъехать к дому; свой номер телефона; свою фамилию).

 

1 Задание: сделать правильный звонок в пожарную - назвать фамилию, домашний адрес, вернуться на место и передать другому. (сказать быстро, по телефону)

Но в нашей ситуации вы будете называть свою фамилию и домашний адрес. Главы семей – пожарные, принимают сообщения. Кто быстрее справится с задачей – тот и получит очко.

 

2 Задание: Отгадать загадки:

1)  Таять может, да не лед.

     Не фонарь, а свет дает?       (свеча)

2)  Эта ростом невеличка,

     Не смотрите, что мала,

     Эта маленькая штучка

     Может сделать много зла.  (спичка)

- Когда спичка наш друг?

- Когда враг?

 3)  Что поднимается к небу без крыльев и без лестницы?     (дым)

- Чем опасен?        (отравит, можно задохнуться)

Про дым есть и поговорка, кто знает как она звучит? «Дыма без огня не бывает».

4)  Часто в лес мы идем

     И разжигаем там …   (костер)

- Что доброго несет костер?

- Какая опасность?

 5)  И мала, и зла, чуть свечу,

     А иногда, как упаду,

     Много зла принесу.   (искра, бенгальские огни)

3      Задание: Сейчас мы проверим ваши знания: как в зависимости от того, что горит - правильно тушить. Существует несколько различных средств тушения пожаров. Ими пользуются взрослые люди и пожарные. Назовите мне их.

Средства тушения: 1) вода, 2) песок, 3) огнетушитель, 4) покрывало, 5) ведро, 6) топор, 7) лестница, 8) багор (крючок), 9) рукав.

 

4 Задание:  «Ситуации», необходимо принять правильное решение.

Что нужно сделать, если начнет дымить телевизор?

 (отключить от электросети, накрыть влажным одеялом, водой тушить нельзя, позвонить 01)

Что нужно предпринять, если кто-то сушит белье над газом?

(объяснить, что от соприкосновения огня из газовой плиты с бельем может произойти пожар, убрать белье)

Что нужно сделать, если на вас загорелась одежда?

(упасть на пол, покататься или накрыться одеялом)

Что самое страшное в поведении людей?

(паника)

Каким гвоздем можно забивать провода?

Можно ли, выбегая из горящего помещения, оставлять открытую дверь?

(нет, огонь перекинется на лестничную площадку, другую квартиру)

Можно ли спускаться в лифте во время пожара?

(нет, может перегореть канат, удерживающий кабинку лифта)

Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?

Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

Вед.:  Крепко помните друзья,

         Что с огнем шутить нельзя.

         Легче, чем пожар тушить,

         Нам его предупредить.

5 Задание: Конкурс на закрепление полученной информации:

  • Почему нельзя открывать двери и окна во время пожара?
  • Назовите официальную дату образования пожарной охраны.
  • Что нужно сообщить диспетчеру ПЧ при пожаре? (адрес, номер тел., фамилию, этажкак лучше подъехать к дому, сколько подъездов)
  • Что нужно делать, если начнет дымить телевизор? (отключить от электросети, накрыть влажным одеялом, водой тушить нельзя, позвонить 01)
  • Что нужно предпринять, если кто-то сушит белье над газом? (объяснить, что от соприкосновения огня из газовой плиты с бельем может произойти пожар, убрать белье)
  • Что нужно сделать, если на вас загорелась одежда? (упасть на пол, покататься или накрыться одеялом)
  • Что самое страшное в поведении людей? (паника)
  • Каким гвоздем можно забивать провода?
  • Можно ли, выбегая из горящего помещения, оставлять открытую дверь? (нет, огонь перекинется на лестничную площадку, другую квартиру)
  • Можно ли спускаться в лифте во время пожара? (нет, может перегореть канат, удерживающий кабинку лифта)
  • Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
  • Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?
  • Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

 

Вед.: А сейчас я вам всем раздам памятку «Как вести себя при пожаре». Держите ее всегда при себе, а лучше просто запомните, как нужно поступать в случае пожара.

 

ПАМЯТКА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О1» («112»с мобильного телефона) или попроси об этом соседей.
  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  5. Нельзя прятаться. Нужно выйти из класса, квартиры на улицу или в помещение, где нет дыма и огня, где тебя легко можно найти.
  6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.