К сотрудничеству школы, семьи и общественности
К сотрудничеству школы, семьи и общественности
Уважаемые читатели газеты! 17 февраля 2006 года в актовом зале МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова» состоялось первое открытое районное родительское собрание. В нем приняли участие представители многих общественных организаций, работники правоохранительных органов, главы городского и сельских поселений, руководители предприятий и учреждений, работники здравоохранения и отдела образования и молодежной политики, а также глава Урмарского района В.Кириллов и председатель районного Собрания депутатов Г.Тимофеев. И это не случайно, так как образование в ближайшем будущем призвано стать системой открытой для общества и контролируемой им, также системой, выполняющей социальный заказ общества в сфере образования.
Данное мероприятие проводилось в целях ознакомления родителей с задачами школы, которые определены в приоритетном национальном проекте «Образование», информации о состоянии образовательного процесса в школах и дошкольных учреждениях и о проводимой реструктуризации школ, выработки единого требования со стороны школы, общественности, родителей к воспитанию детей.
С основным докладом на собрании по повестке дня выступил начальник отдела образования и молодежной политики Ю.Соколов. Приводим текст его выступления в сокращенном варианте.
Главной задачей школы на ближайшие годы, как это определено в Послании Президента Чувашской Республики Николая Федорова Государственному Совету «Думать по-новому, работать творчески», остается обеспечение доступности для всех качественного образования. Для этого в районе есть определенные условия. В системе образования района функционируют 34 образовательных учреждения, где трудятся 675 педагогических работников. 3807 учащихся получают знания в 27 школах. В 7 дошкольных образовательных учреждениях и в 20 дошкольных группах при школах занимается 933 дошкольника. Дошкольные образовательные учреждения посещает 61% детей дошкольного возраста. Финансовые средства на содержание ДОУ образуются из средств бюджетного финансирования и родительских взносов в размере 168 – 200 рублей, что составляет 20,5% от стоимости содержания ребенка. В текущем учебном году на образование района будет выделено из Федерального бюджета в виде субвенции на заработную плату учителям 39 млн. руб. Среднемесячная заработная плата педагогических работников района составляет 3409 руб.
Организация образовательного процесса в средних школах требует серьезного и внимательного подхода. В результате оптимизации сети сельских школ в районе по состоянию на 1 сентября 2005 года функционирует 6 базовых (опорных) школ, 2 ресурсных центра, что позволяет учащимся сельских школ получить более качественное образование. В результате реструктуризации школ незначительно повысилась наполняемость классов (с 17,1 до 17,4). Соотношение числа учащихся на одного учителя составляет 8,5 чел.
Общая численность учащихся в базовой школе по положению должна быть не менее 235, а соотношение числа учащихся и учителей - не менее 14 обучающихся на 1 учителя, организация профильного обучения старшеклассников - по трем и более профилям, и 100% раннее изучение иностранного языка и информатики. Из функционирующих 6 базовых школ не соответствуют предъявленным требованиям 4 школы (МОУ «Большечакинская СОШ», МОУ «Ковалинская СОШ», МОУ « Кульгешская СОШ», МОУ «Мусирминская СОШ»). Только две школы – МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова» и МОУ «Шоркистринская СОШ» соответствуют предъявляемым требованиям.
В течение 2005-2006 учебного года предстоит дальнейшая реструктуризация сети школ района. Это вынужденные преобразования, связанные с финансированием образовательного процесса и отдачей от затрат. При республиканском нормативе затрат для реализации Государственного стандарта общего образования на 1 ученика 8824 руб. в сельских школах фактические затраты на 1 ученика по Избебинской начальной школе – детсад составляют 18481 руб., по Старошептаховской начальной школе, где обучается 5 учеников, – 30.225 руб., по Анаткасинской начальной школе – 24.685 руб., по Кульгешской СОШ – 16.119 руб., по Тегешевской ООШ – 19.767 рублей. К названным затратам добавляются эксплуатационные расходы на 1 ученика (коммунальные услуги: отопление, освещение, водопотребление; капитальный и текущий ремонты, ГСМ, транспортные и другие хозяйственные расходы). При нормативе затрат в сельской школе на 1 ученика 3759 руб. фактические расходы Избебинской школы-сад - 23700 руб., Старошептаховской НОШ – 20173, Тегешвской ООШ – 9005 руб., Большечакинской СОШ – около 5000 рублей. В этих высокозатратных и малоэффективных школах страдает качество обучения, нет возможности для оснащения их современным оборудованием. Это и будет ответом на вопрос родителей о причине закрытия малокомплектных образовательных учреждений.
В Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету в 2006 году говорится о необходимости перевода системы общего образования республики на нормативное подушевое финансирование образовательного процесса и обеспечения реализации принципа «деньги следуют за обучающимися», и о переходе в ближайшие годы на новую отраслевую систему оплаты труда. В развитие отраслевой системы оплаты труда внесет свой вклад конкурсная поддержка лучших учителей и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование». Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в России будут выбираться 10 тысяч лучших учителей на премию Президента России в размере 100 тысяч рублей. Премия выделяется из расчета один учитель на 1065 сельских школьников. В конкурсе на соискание президентских грантов принимают участие 4 учителя из школ Урмарского района (Кузьмина Надежда Ильинична - учительница Урмарской СОШ № 1, Табакова Татьяна Рудольфовна - учительница Большеяниковской СОШ, Егорова Маргарита Анатольевна - учительница Староурмарской СОШ, Цыфаркина Людмила Александровна - учительница Чубаевской ООШ). Для стимулирования творчески работающих учителей Чувашской Республики учреждены ежегодные гранты. Для 30 педагогических работников по 10 тыс. рублей и для 20 образовательных учреждений по 200 тыс. рублей.
В рамках национального проекта предусмотрена доплата в размере 1 тыс. руб. в месяц классным руководителям классов наполняемостью 25 и более учащихся в поселковой школе и наполняемостью свыше 14 учащихся в сельских школах. В классах-комплектах меньшей наполняемости (таких в районе 90 классов) доплата устанавливается в зависимости от количества учеников. Ранее установленные местные доплаты и надбавки сохраняются. В 2005-2006 учебном году на эти цели будет выделено более 2 мил. рублей. Выплата доплат за январь месяц уже произведена.
Нельзя не учитывать при организации учебно-воспитательного процесса современную ситуацию в стране целом и в нашем районе, она характеризуется социально-психологической нестабильностью. Имеется почва для социально-негативных явлений. В прошлом году несовершеннолетними на территории района совершено 30 преступлений, в 2004 году было совершено 17 преступлений, рост составил 76,5%. В совершении преступлений участвовало 25 несовершеннолетних. На сегодняшний день на учете КДН состоят 73 подростка, в т.ч. 24 – употребляющих спиртные напитки, 9 – не работающих и не учащихся. В целях эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи и достижения положительной динамики в организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Комиссией по делам несовершеннолетних было рекомендовано создать в школах Советы профилактики.
Серьезного внимания социальных педагогов, психологов, классных руководителей требует следующая демографическая ситуация. Из 4740 учащихся школ и воспитанников ДОУ района 1/3, что составляет 39%, относится к так называемым «проблемным». В районе 80 неблагополучных семей, в которых проживает 171 ребенок. Из 7048 родителей –– 2479 (35%) безработные, или выезжают на заработки в другие регионы страны. Более 65% учащихся из малообеспеченных семей.
Уважаемые родители, состояние образовательного и воспитательного процесса в учреждениях образования, думается, убедило вас в необходимости развития социального партнерства, включения в добровольную общественную работу, оказания благотворительности и меценатства. Для сохранения школы в качестве приоритетного образовательного учреждения необходимо сотрудничество родителей, педагогов, всей общественности.
Родители, представители общественности, педагоги в ходе обсуждения проблемы духовно-нравственного воспитания детей в свете выполнения Указа президента Чувашской Республики «О Годе духовного просвещения» и задач, определенных приоритетным национальным проектом «Образование» приняли решение.
1. Распространить и актуализировать в образовательных учреждениях района следующие комплексные программы по духовно-нравственному воспитанию детей: «Семья и дети»; «Развитие взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся, «Семья. Женщина. Дети».
2. Педагогам, родителям, представителям общественности активно включиться в проектирование системы взаимодействия семьи, общественности и образовательных учреждений.
3. В интересах развития личности ребенка создать в школах «Советы отцов».
4. В целях приобщения детей к духовной культуре ввести в учебный план курс «Основы православной культуры».
5. Распространить и актуализировать программу «Нравственные основы семьи» в целях подготовки детей к семейной жизни, выработки у юношей и девушек умения создать проект счастливой семьи на основе исследования положительного опыта русских, чувашских традиционных и православных семей.
6. Создать систему оперативного информирования родителей по проблемам образования и психолого-педагогического просвещения.