Программа «Одаренные дети» - в действии
Программа «Одаренные дети» - в действии
В целях выявления интеллектуально одаренных учащихся, дальнейшего развития их способностей в изучении основ наук, стимулирования их стремления к самостоятельному пополнению знаний, в первом полугодии 2005-2006 учебного года прошли районные этапы Всероссийской олимпиады школьников по семи предметам: математике, экологии, химии, биологии, физике, экономике и географии. В них приняли участие 322 учащихся (178 мальчиков и 144 девочки) 8-11 классов из 11 средних и 7 основных общеобразовательных школ района. Это составляет 86% от максимально возможного числа участников. 100% явку участников олимпиады обеспечили МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова», МОУ «Арабосинская СОШ», МОУ «Бишевская ООШ». В числе школ, которые не обеспечили участие школьников в олимпиадах - Большеяниковская СОШ (не было 12 участников), Орнарская СОШ (отсутствовало 8 участников), Ковалинская СОШ (не было 6 участников) по разным предметам в разных классах.
По итогам олимпиад определено 60 победителей и призеров, из них 28 человек - победители и призеры прошлого года, 32 участника стали сильнейшими впервые.
По количеству завоеванных призовых мест лидируют: МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова» - 22 призовых места, МОУ «Арабосинская СОШ» - 11 призовых мест, МОУ «Шигалинская СОШ» и «Шоркистринская СОШ» - по 4 призовых места.
В шкале рейтинга среди сельских средних общеобразовательных школ на первом месте оказалась Арабосинская СОШ , на втором - Шигалинская СОШ, на третьем - Кульгешская СОШ. Среди основных общеобразовательных школ в первой строке рейтинга стоит Бишевская школа, на второй - Тегешевская школа, на третьей - Челкасинская и Шихабыловская школы. Педагогические коллективы этих школ во главе своих руководителей целенаправленно и эффективно работают по реализации основных положений подпрограммы «Одаренные дети» республиканской программы «Дети Чувашии на 2004-2006годы» и добиваются определенных успехов.
Среди учащихся, участников прошедших олимпиад, есть свои лидеры, которые стали победителями и призерами по нескольким предметам. Так, учащийся 10 класса Шигалинской СОШ А.Трофимов занял 4 призовых места: по экономике и географии - первые места, по математике и химии - третьи места.
По трем предметам заняли призовые места:
А.Иванов - учащийся 10 класса МОУ «Арабосинская СОШ» - по математике, экологии, географии;
Е.Иванова - учащаяся 10 класса МОУ «Арабосинская СОШ» - по химии, биологии, физике;
К.Семенов - учащийся 11 класса МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова» - математике, биологии, экономике;
А.Егоров - учащийся 10 класса МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова» - по математике, химии, физике;
А.Ильин - учащийся 10 класса МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова» - по экологии, биологии, физике.
Это по-настоящему одаренные дети, чьи интеллектуальные способности сумели раскрыть и развить школьные педагоги. В достижениях этих детей также большая роль родителей, которые создают в семье все условия для интеллектуального развития своих детей.
Анализ качества выполненных заданий по предметам показывает, что самые лучшие результаты были достигнуты на олимпиадах:
по географии в 10 классе (учитель Шигалинской СОШ Иванова В.В.), где победитель набрал 14 баллов из 19 возможных, что составляет 74%;
по биологии в 11 классе (учитель Урмарской СОШ №1 им.Г.Е.Егорова Кузьмина Н.И), где победитель набрал 27 баллов из 43 возможных, что составляет 63%;
по математике в 10 классе (учитель Арабосинской СОШ Кузьмина Ю.Н.) и физике в 11 классе (учитель Урмарской СОШ №1 им.Г.Е.Егорова Никоноров А.В.) , где победители набрали по 15 баллов из 25 возможных, что составляет 60%. Есть шансы успешно выступить на республиканских олимпиадах по этим предметам. Учителям, подготовившим районных победителей, необходимо очень ответственно подойти к этой работе. Ибо достичь желаемых высот ребенку может помочь только рядом идущий учитель.
Вызывают беспокойство плохие результаты олимпиад по химии. В 11 классе набрано только 5 баллов из 30 возможных (17%), в 9 классе - 5,5 балла из 30 возможных (18%);
Слабые знания показали участники олимпиады по физике в 10 классе, где из 14 участников 7 (50%), в 11 классе из 14 - 4 (36%), в 9 классе из 18 - 5 человек (28%) не смогли заработать ни одного балла.
Учителям вышеназванных предметов следует усилить индивидуальную работу с одаренными детьми, целенаправленно готовить их к предметным олимпиадам. На повестку дня заседаний методических объединений необходимо ставить вопросы решения олимпиадных, нестандартных задач.
В этом учебном году нам предстоит подвести итоги еще по 10 учебным предметам.