О некоторых вопросах подготовки к внедрению ФГОС
ФГОС (Федеральный Государственный образовательный стандарт) - часть системной модернизации образования, первый пункт президентской инициативы «Наша новая школа».
2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. С 1.09.2011 г. в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. С 2010-2011 учебного года работа МОУ «Бишевская начальная школа - детский сад», учителей начальных классов, была направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности. В первую очередь изучили педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения; провели анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся. Учителя совместно с родителями будущих первоклассников и членов управляющего совета решили вопрос о выборе учебно-методического комплекта (УМК) для реализации целей и задач ФГОС второго поколения. При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, исходили из того, что: содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным; содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер; учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся; учебники могут использоваться во внеурочной деятельности. Решили, что одним из наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения из перечня федерального комплекта учебников для нас являются УМК «Школа 2100». Для школьной библиотеки будут приобретены необходимое количество учебников для учащихся по предметам «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». Учебники по математике, по информатике и ИКТ, английскому языку у нас имеются. Существуют требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Главная задача которых, создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. На сегодняшний день по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все условия учебного процесса. Для всех детей учебные занятия организованы в одну смену. Уроки в первом классе имеют продолжительность 35 минут, во втором и четвертом классах – по 45 минут. Организовано двухразовое горячее питание. Для питания отведены перемены по 20 минут на завтрак и обед, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. В школе имеются оборудованные учебные кабинеты, медицинский кабинет, физкультурно-музыкальный зал, историко-краеведческий музей, пищеблок, место для дневного сна для учащихся 1-го класса. Учебные классы оборудованы компьютерами на рабочем месте учителя с выходом в Интернет, сканером, музыкальным центром или магнитофоном, что позволяет учителям активно использовать современные компьютерные технологии в образовательном процессе. Все учителя владеют навыками пользователей ПК, знают и имеют в рабочем арсенале разнообразные учебные программные продукты, дома имеют личные компьютеры и офисную технику. В учебных кабинетах много зелени, позволяющая поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат. Имеется у нас спортивная площадка для учащихся и игровой участок. В настоящее время серьезно занялись над оборудованием игровой зоны и зоны для индивидуальных занятий в учебном кабинете для учащихся 1-го класса. Закупили соответствующее оборудование и мебель на сумму более 10000 руб.
В школе хорошо развита система дополнительного образования, работают учителя, которые ведут кружки по развитию учащихся в гуманитарном, математическом направлении (« В мире слов», «Детский театр», «Юный математик»).
Изложенное выше позволяет говорить о том, что начальная школа в основном готова к требованиям стандарта благодаря кадровому потенциалу.