Здоровьесберегающие технологии в детской школе искусств
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни ребёнка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся и себе в том числе.
Одной из главных задач здоровьесберегающей педагогики является такая организация труда и отдыха детей, которая обеспечила бы высокую их работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий.
Преподаватели нашей школы индивидуально подходят к организации каждого занятия, в зависимости от способностей обучающегося.
Преподаватели следят за санитарным состоянием учебных классов: озеленяют, проветривают помещения, следят за достаточным освещением в классах, проводят физкультминутки.
У преподавателей и обучающихся хороший, добрый, контакт, который необходим при индивидуальном обучении. Поэтому все дети занимаются с большим желанием.
У ребенка, занимающегося в школе искусств, совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память.
Остановимся на основных средствах реализации здоровьесберегающих технологий в детской школе искусств.
Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.
О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. В настоящее время музыкотерапия – признанная наука во всем мире. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.
Арттерапия
Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Вокалотерапия
Большое внимание в школе уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.
Ритмотерапия
Ритмические упражнения помогают снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Сказкотерапия
Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, дарит надежду и мечты. Огромные возможности для психического здоровья школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре.
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Постепенно улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
«Дети – наше будущее!» - это не просто известное высказывание, это смысл нашей жизни. Все мы – и родители, и преподаватели мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – ЗДОРОВЬЕ!