О применении риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск- ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относится к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.
Риск- ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска.
Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:
- вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
- численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы);
- наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
- связь объекта с заболеваемостью населения;
- наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов;
- количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года и др.
Реализация риск - ориентированного подхода позволяет повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, а также снизить административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предстоящий 2019 год осуществлялось с учетом оценки потенциального риска причинения вреда здоровью хозяйствующими субъектами.