Разъяснения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9).
Статья 11.1 данного Закона распространяет эту обязанность на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Кроме того, статья 13.3 этого же Закона обязывает любые организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности принимать меры противодействия коррупции. Так, например, организации могут вводить в целях противодействия коррупции этические кодексы или механизмы урегулирования конфликта интересов (часть 2).
В целях реализации данных положений Закона Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013 изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Одной из рекомендуемых мер является закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, в том числе обязанности незамедлительно информировать руководителя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений. При этом рекомендуется порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепить в локальном нормативном акте организации. Также указанную обязанность предлагается включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» было введено дополнительное основание расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя – утрата доверия к служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
При этом конкретные деяния, дающие основания для утраты доверия со стороны представителя нанимателя, перечисленные в статьях 59.1, 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», получили наименование «коррупционные правонарушения» (статья 59.3). Данное регулирование, в частности, нашло отражение в федеральных законах от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.
Для целей практической реализации данной обязанности важен вопрос о сроках уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, поскольку именно истечение соответствующего срока будет свидетельствовать о неисполнении обязанности.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем) (часть 5 статьи 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Как правило, в ведомственных актах содержится указание на необходимость незамедлительного информирования руководителя обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Обязанность уведомлять о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений является должностной (служебной) обязанностью служащего. Соответственно, ее неисполнение или ненадлежащее исполнение образует состав дисциплинарного поступка. Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» ее невыполнение является правонарушением, влекущим увольнение служащего либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством.